Загонщики огня Гедрюса КупрявичусаНаверное, следует написать про этот мюзикл - так его теперь называют, а своё время в далёкие 70-е - это называлось рок-оперой. Причем, рок-оперой без малейшей натяжки, к этому жанру я отношу от силы пять-шесть музыкальных произведений, начиная, конечно с "Jesus Christ Superstar" Эндрю Ллойд Вебера, вдохновение и влияние которых чувствуется и в музыке и в либретто "Ugnies Medziokle". Рок-опера от мюзикла для меня отличается главным образом тем, что там не полторы-две, а около десятка различных музыкальных тем, которые выстроены не в качестве отдельных номеров, а как сквозная оркестровка. Ну и соответствующая аранжировка и манера исполнения вокальных партий, как и значительность самого музыкального материала тоже, конечно, необходимые условия. Купив двойной альбом (даже сразу два!) в Вильнюсе в 1977 году, я был и продолжаю быть в полном восторге от этой музыки и глубоко продуманной и мощной оркестровки. Именно тогда я и познакомился с голосом Гинтаре Яутакайте, которая записала все партии Моники в возрасте 15-ти лет. В общем, не зря советская власть вкладывала деньги в развитие национальных культур: результат можно почувствовать даже сегодня, спустя уже почти полвека. Думаю, что талантливому литовскому композитору очень повезло - где еще молодому композитору будут предоставлены такие ресурсы: симфонические оркестры, студии, и время огромного количества талантливых людей? Рок-опера вышла в 1974 году на сцене в Валмере, а в 1975-м году вышел и этот восхитительный двойной альбом. Кстати, наиболее запоминающаяся тема - Kregzdutes (ласточки) постоянно звучит на литовском радио, как тогда, так и сейчас. Постановку привозили в 1979 году Москву на 4 дня, в театр Станиславского, на улице Горького (теперь Тверской). Что за удача, что я жил напротив театра и заметил афишу! Я притащил весь класс. И хотя были довольно аскетические декорации - музыка того стоила. Гедрюс Купрявичус - композитор "Загонщиков Огня" давно и очень плодотворно работает, написал массу симфоний, мюзиклов, ораторий, опер, мюзиклов и.д. Вместе с отцом - композитором Викторасом Купрявичюсом (1901-1992) участвовал в возрождении традиции игры на карильоне (в Каунасском историческом музее). Колокола довольно заметно используются в "Загонщиках" и можно отметить, что от одной редакции к другой их появляется всё больше и больше. Либретто написали Саулюс Шальтянис, Леонидас Яцинявичус. В русских переводах пьеса иногда называется "Сказка про Монику" и иногда ставится как пьеса с совершенно другим музыкальным оформлением. Главные партии для альбома в 1975-м году исполнили: Monika - Gintare Jautakaite, Julius - Arvydas Navalinskas, Rolandas - Vytautas Kernagis. Витаутас Кернягис, который ушел из жизни 15 марта 2008 года, также принимал участие в записи музыкального трека, другого литовского и незаслуженно забытого мюзикла 1974 года, Вячеслава Ганелина - "Чертова Невеста". Сам Витаутас стал в Литве всеми любимым бардом. Недавно шла в Каунасе, а теперь (с 2010 года) и в Вильнюсе идет новая постановка и готовится к выпуску ремастиринг старого издания - буду ждать с нетерпением и надеяться, что когда-нибудь рок-опера будет поставлена и в Москве. Как пишут сами литовцы, музыка теперь вызывает и острое чувство остальгии (term, describing nostalgia of soviet times: Ost-algy).
Итак, традиционный любовный треугольник - Моника, Роландас, и Юлиус. Действие I Миника и Ролдандас любят друг друга, восхищаются и наслаждаются друг другом. Но такой идиллии скоро приходит конец - Моника распределена учительницей в провинцию и должна расстается со своим любимым, который остаётся в городе. На железнодорожной станции они вовлекаются в ссору из-за какой-то мелочи, в которой участвует возвращающийся со службы в СА солдат Юлиус. Разгорается драка, в которой Роландас ломает руку Юлиуса. Моника хочет позаботиться о раненом, она уезжает вместе с ним, дав ему приют в своём скромном доме. Юлиус влюбляется в неё, но Моника ждет ребенка от Роландаса, который был зачат в любви "под лодкой". Однако Моника не может забыть Роландаса. Когда Юлиус узнает, что Моника ждет ребенка, он предлагает ей выйти замуж за него, однако не получает ответа. Внезапно из города приезжает Роландас. Роландас узнает, что она и Юлиус живут вместе в одном доме, он иронически спрашивает, не ждёт ли уже Моника и ребёнка от Юлиуса. Юлиус возмущен ложью, и говрит, что ребенок его - Роландаса. Моника просит его уйти. Действие II Свадьба Моники и Юлиуса. Однако Моника не может выбросить Роландаса из головы даже на своей свадьбе. Когда Юлиус на работе, она находит письмо от Роландаса и едет к нему. Дав себе клятву полюбить Юлиуса, Моника подчеркнуто холодна к Роландасу. Одиночество и пьянство доводит Роландаса до безумия - он уже не понимает границы реального мира. Моника считает, что история их любви закончилась, однако тень Роландаса всё не дает покоя Монике и Юлиусу. Через некоторое время, опять приезжает Роландас, он одержим ревностью, страстью, он хочет, чтобы Моника вернулась, требует, чтобы она сделала свой выбор еще раз, однако Моника не выдерживает шока и умирает, дав жизнь своему ребенку. Хор, который является свидетелем всех сцен, поет: Но всё остаётся по-прежнему. Роландас приходит требовать своего ребенка, Юлиус не дает его ему. Роландас ощущая духовный холод, понимает, что он потерял все свои глубокие чувства. Авторы задают вопрос: "Кто или что убило Монику?", Но они не дают определённого ответа. Пусть слушатели, зрители думают сами… Почему эта опера получила название " Ugnies Medziokle su varovais" ("Загонщики Огня" или "В погоне за огнём")? Огонь - это живые человеческие чувства, полёты и желания. Хор, комментируя действия и событий, как загонщик помогает в "преследовании огня".
Фрагменты текстов (перевод с литовского) и немного mp3:
Why the Sun goes out (Хор) - #2
Many many words (Хор) - #5 I dreamed Rolandas (Моника) - #6 As a small Bird (Роландас) - #7 In the Children's Home (Юлиус) - #15
Good Night (Хор) - #16 Kregzdutes, kregzdutes (The Swallows - ласточки - особенно мне нравится в исполнении Гинтае Яутокайте) - #18 What should I do (Моника) - #20
The King appointed Rendezvous (Хор) - #23 Feelings (Роландас) - #24 Эпилог - #33 |
| Tweet | ||
|