Загонщики огня Гинтаре Яутакайте"Она родилась в Клайпеде. Была очень музыкальным ребёнком. Уже в 6 лет выиграла на радио детский конкурс с песней, которую написала сама. В 1981 году на заключительном концерте фестиваля "Песня-81" исполняла чудную песню Александра Морозова на стихи Николая Рубцова "В Горнице"... ...так начинаются многие тексты на просторах интернета о Гинтаре Яутакайте. Многие признаются в своей многолетней, еще с советских времен, любви к ней, признаются на русском языке. Интересно много ли таких признаний на литовском? Я тоже люблю её, её голос кристальной чистоты и свежести - ассоциация с горным ручьем в недоступных для человеческих лап местах - действительно напрашивается сама собой у всех, кто её когда-то слышал. Странно, однако, что никто не упоминает период до 1981 года (и после 6 лет :-) - а ведь еще очень-очень молодой девушкой - она записалась в главной роли в литовской рок-опере Гедрюса Купрявичуса "Загонщики Огня". Ugnies Medziokle (Giedrius Kuprevicius) - пластинка, которая вышла в Литве небольшим тиражом в советское время, точнее в 1975 году. Я был до того впечатлен этим двойным альбомом, что купил себе сразу - два экземпляра. Как сейчас сказали бы, сразу сделал архивную копию. Купил в Вильнюсе. Кстати говоря, именно эта музыка Гудрюса и голос Гинтаре всегда примиряют меня с Литвой, не давая формироваться отрицательному образу, когда до меня доходят всякие бяки об этой стране и об их отношении к России. Песня "Ласточки" - вообще, на мой взгляд, просто самая замечательная песня. Кажется, в Литве тогда в конце 70-х её часто крутили по радио, как, наверное, и теперь, но в другом исполнении. Песня достойна представлять Литву на музыкальном олимпе. Многие лета, бывая в США, обитая в Европе, я себе представлял, как случайно увижу Гинтаре в кафе за соседним столиком и тихонько так напою, как будто для себя "Kregzdutes kregzdutes, dangaus gyvos zirkles...Atkirpkit ir man gabaleli dangaus..." Постановку привозили в 1979 году Москву на 4 дня, в театр Станиславского, на улице Горького (теперь Тверской). Что за удача, что я жил напротив театра и заметил афишу! Я притащил весь класс. И хотя были довольно аскетические декорации - музыка того стоила. Теперь в Литве, есть новая постановка - судя по некоторому видео на тьюбе - очень хорошая - вот бы увидеть её в Москве - уверен, что многие посмотрят и послушают мюзикл по нескольку раз… или придется ехать в Вильнюс. Есть, кстати, еще одна советская ностальгическая нотка, небольшая - но стоит отметь и её - в основе либретто - любовный треугольник - откостивший от армии гуляка и сердцеед (Rolandas), его девушка (Monika) и солдат-срочник СА (Julius). Как я понимаю, наличие такой персонажа - солдата СА - обеспечило авторам, чуть ли не славу борцов-диссидентов, да и сейчас в постановке не меняя содержания (надо отдать должное постановщикам) персонажа, над его формой немного стебутся. Для меня, как ни странно - это спектакль советских времен. Не больше, но и не меньше. И это хорошо - не все было так жутко тогда, как теперь живописуют. Так вот мое первое знакомство с Гинтаре было именно благодаря той пластинке, которую почему-то практически не вспоминают, а уж "Горница" была приятной новой встречей, за которой, к сожаленью, была тишина. Вот несколько произведений оттуда в исполнении 15-тилетней Гинтаре, ну и ссылка на первоисточник, где вся опера в оригинальном варианте (искренне рекомедую послушать её полностью) вчера выложена на сайте автора Гедрюса Купрявичуса, за что ему огромное спасибо.
15 октября 2010 P.S. Вот написал, выгрузил эту страничку на сайт, и решил еще раз пробежаться по страничкам о Гинтаре - и вот наткнулся в одном англоязычном описании её диска - "Gintare was born in Lithuania during the Russian occupation." - всё-таки да чего глубоко у людей забит идеологический кол в мозг...
P.P.S. А вообще-то если вспоминать литовскую музыку середы и конца 70-х, то нельзя не вспомнить и трио Ганелина (Ганелинаса, как это звучит в Литве) - джаз, imho, был наверное #1 в CCCР и его, Ганелина мюзикл и фильм - Velnio Nuotaka (Чертова Невеста - "Paziurek tu, paziurek, kaip man gera, kas ten daros. Paziurek tu, paziurek, svaigsta galva...")- тоже был очень себе не плох, особенно на фоне полного отсутствия мюзиклов в Москве, ну разве за исключением постановок театра пластической драмы Гедрюса Мацкявичуса (опять же литовца :-) |
| Tweet | ||
|